Saturday, June 28, 2014

Найди десять отличий

Я, может, что не так скажу, но я постоянно путаю Порошенко с Януковичем. Чисто внешне, эстетически. По сути они, я надеюсь, разные. Один за нас, другой против. Один воровал по-западному, а другой -- по-русски. И, все-таки, они похожи, скажем, чисто внешне. Так же, как республиканцы в Америке похожи друг на друга, и вместе -- на наших членов Политбюро. И вместе -- на менеджеров любой крупной компании.

По-моему, в этой похожести скрыт некий важный смысл. Мы все, я в том числе, надеемся на спасителя. А его среди политических лидеров не бывает. Нет их, хороших лидеров. Есть -- нужные, спокойные технократы типа Яценюка.

Cовременное общество -- это аппарат защиты сильного большинства от слабого меньшинства. Иногда, наверно, нужной защиты. Скажем, защиты мирного большинства от преступного меньшинства.  Но это устройство -- в корне неправильное. Сильное большинство итак имеет массу возможностей защищаться. А меньшинство, по опеределению, меньше. Приличное общество должно строиться на защите слабых от сильных, а не наооборот.

И не нужно тут обольщаться. Такое устройство -- общечеловеческое, а не тоталитарное. В американской деревне, где я живу, моим соседям плевать, коммунист я, или фашист. И не просто, кто я, а как я выгляжу, и что говорю. У моей дочки, например, есть одноклассник-нацист. Ходит в школу в нацистской форме, и тп. И как, вы думаете, на это школа реагирует? Никак. Вообще не обращают внимания. Нацист себе, и нацист. Мало того, они тут люди практичные. Ставили школьную пьесу про Холокост, и позвали этого нациста играть охранника концлагеря. Он с удовольствием согласился. И всем хорошо -- ему приятно евреев в газовую камеру вести, и школе не надо на лишний костюм деньги тратить. И режиссер доволен его неподдельной игрой, которой любой Станиславский поверит.

Свобода, скажете? А вот и нет. Я, например, ненавижу стричь газон. Не потому что ленюсь, а потому что я -- анархист, и люблю травы разного вида и размера, а не стриженное под ноль войско. И тут начинается. По городскому закону, трава не должна быть выше 6-ти дюймов. А соседям этого много. Им кажется, что я им вид улицы порчу. Что они только не делают. И стригут насильно, и в полицию звонят. В дом я проникаю, опустив глаза. А в спину мне орут "Mow your fucking lawn!" Пришел я в местную больницу, медсестра посмотрела на мой адрес и говорит недобро: "Ааа, это вы тот самый, кто газон не стрижет? Вы на весь город знамениты!"

Это только пример, но идея понятна. Настоящей свободы (пока) нигде нет. Просто в демократии давление государства заменяется на давление "соседей", то, что по-английски называется peer pressure. В чем тогда разница? Главная разница я думаю, вот в чем. Если б Сталин и Джордж Буш-младший родили ребенка, то у них получился бы Путин. Иначе говоря, во всех обществах к политической и экономической власти рвутся примерно одинаковые дебилы. Но в демократическом обществе люди от этих дебилов зависят меньше, чем в тоталитарном. Иначе говоря, соседи меня, конечно, достают с газоном, но максимум, что они могут сделать, это заставить город наложить на меня штраф. Они не могут меня посадить, убить, избить, или уволить. Вот, собственно, и вся разница.

Дебилы в управлении будут всегда. Неважно, как они называются -- менеджеры или парторги, президенты или генсеки. Всегда будут люди, которые готовы потерять свою человечность в обмен на право рэкетировать сограждан. Поэтому цель нормальных людей -- очень простая. Жить в обществе, которого как можно меньше. Которое минимально взаимодействует с человеком. Не надеяться на благие намерения Порошенко, а строить общество, в котором будет неважно, кто во власти, Порошенко или Янукович. Пусть они занимаются своими грабежами, лишь бы нас не трогали. Лишь бы дали нам передышку. Которой мы воспользуемся, чтоб разработать более разумное общественное устройство. При котором все короли будут голые, и газоны стричь -- не обязательно.


No comments:

Post a Comment