Saturday, July 5, 2014

В защиту коррупции

У меня в Калифорнии работал парень, Роб С. Нанял я его, потому что во время интервью он сказал "я готов работать круглые сутки, мне только нужно свободное время вечером, медитировать на океанский закат." Ну я его и взял, думал, наш человек. Как-то у нас случилась жуткая неделя -- буквально не ложились спать. И клиенты с ума сходили, в общем, стресс. Молодец, хвалю я Роба, хорошо работаешь под давлением. Это что, отвечает он, по сравнению с моей предыдущей работой -- это не стресс. А какая у тебя была предыдущая, спрашиваю, пообещав себе интервьюировать работников по-настоящему. Анашу продавал, отвечает Роб, застенчиво жмурясь заходящему солнцу.

Ну я тут и бросился его распрашивать, интересно, настоящий дилер, и тп. Короче, рассказывает он мне, едет он однажды с подружкой и везет очередную партию дури. Тормозят его, значат полиса, и находят траву. Ужас, говорю я, так они тебя -- в тюрьму? Да нет, отвечает Роб, они меня, как положено: либо, говорят, мы с твоей подружкой ночь проведем, либо ты нам 20% травы передашь в личное пользование и без претензий. Подружка была качественная, так что Роб выбрал траву им отдать. Причем, по словам Роба, отбирали они траву профессиональней любого дилера. Самую лучшую отобрали, знали толк.

Коррупция есть везде. И ничего в ней плохого нету. Кроме одного. По американскому законодательству, дача взятки -- преступление. Причем, даже за границей. В результате, местные бизнесмены, которые работают в недоразвитых странах, от России до Нигерии, все -- преступники. Подумали американцы, и изменили закон. Местные адвокаты объясняют на примере. Еслитвой товар застрял на таможне, и его без взятки не пропустят, то дать взятку -- не преступление. Но если ты даешь взятку, чтоб твой товар первым прошел таможню -- тогда, да. Получать преференции за взятку -- это ни-ни.

Короче, взятка взятке -- рознь. А я вот, что думаю. Предположим, полицейский где-нибудь в Африке получает $20 в мес. А на жизнь ему надо 100. Вот он тормозит типа 10 водителей, берет с них по 10 баксов, $20 отдает начальнику, и на остальное живет. А в цивилизованной стране, каждый из этих водителей платит по 10 баксов налогу, из них 20 идут на оплату начальника, и 100 -- на зарплату полицейского. В принципе -- тот же расклад, с одной большой разницей: налог платят все, а взятку -- только те, кто хочет участвовать в этом процессе. Те, кто не ездит, взятки гаишникам не дают .Иначе говоря взятка -- это просто форма добровольного налога. С анархистской точки зрения, это более справедливая и эффективная система. Есть только два условия: взятка должна быть добровольной, и вседоступной. Иначе говоря, обычный человек должен иметь возможность выживать без взяток. Не должно быть взяток за еду, воду, образование, лекарства, и тп. Плюс, размер взятки не должен быть беспредельным, то есть, средний человек должен быть способен заплатить взятку без особых потерь. При этом, взятки не должны быть только правом узкого круга. Каждый, по желанию, должен иметь на них право.

Главная проблема стран б. СССР -- не в коррупции, а именно в несоблюдении этих условий. То есть проблема, не в том, что чиновники требуют взятки, а в том, что они доступны только "своим". В результате "своим" можно все, а остальным -- ничего. Я помню, на заре бизнеса, написали мы программу для одного немца, а она нам заплатил подержанным мерседесом. Заплатил, но не растаможил. Просто приехал на нем в Москву, отдал ключи и доверенность, и уехал. Я полгода потратил, чтобы все оформить. Куда только не ходил! Сколько очередей только не выстаивал! Толку -- чуть. Ничего у меня не вышло , ни законно, ни полузаконно. Ну я плюнул, время дороже, и просто ездил себе. Каждый раз, когда меня тормозили, я давал им, типа, $10, и ехал дальше. Один раз меня мент тормознул, а у меня было хулиганское настроение. И когда он мне уже честь отдавал, я его спрашиваю: вот вы меня отпустили, а вдруг у меня в багажнике труп лежит? Мент почесал потную голову под ушанкой, подумал, и говорит: нет, труп это не $10. Это, минимум, 200 будет. Такая была жизнь. При этом я уверен, что угонщики машин в очередях не парились. А была бы цивилизация, насколько было бы легче! Приходишь в ментовку, там окошечко без очереди, "Дача Взяток по Вторникам с 3х-4х".  Суешь конверт, получаешь бумажку, и живешь себе дальше.

Хорошо бы, чтоб новая Украина поставила перед собой именно такую цель -- ввести взятки в цивилизованное русло. Все пишут, что, мол, если не искоренить коррупцию, то ничего не получится. А я думаю, если ставить такую цель, то точно ничего не выйдет, по крайней мере, сразу. А вот цивилизовать коррупцию -- вполне реально, и за короткие сроки. И все будет будет хорошо.


No comments:

Post a Comment